Минэкономразвития разработало проект поправок, которые обяжут российские авиаперевозчики участвовать в механизме CORSIA — международной системе компенсации выбросов. Параллельно эксперты предупреждают о возможном увеличении тарифов на энергоносители и росте общего объема парниковых выбросов.
В соответствии с документом, авиакомпании России с ежегодными выбросами более 10 тыс. тонн СО₂-экв. должны будут представлять отчетность по эмиссиям. С 2031 года им предстоит компенсировать выбросы путем приобретения углеродных единиц. По словам заместителя министра экономического развития Максима Колесникова, включение стандартов CORSIA в национальное законодательство обеспечит устойчивый спрос на отечественные углеродные единицы и может поддержать их стоимость на уровне 70-90 долларов США.
В сопроводительной документации к законопроекту не приводится расчет возможных расходов авиаперевозчиков. Согласно оценкам российского представительства международной организации Earthood, затраты российских авиакомпаний на компенсацию эмиссий в 2027-2035 годах могут достигнуть от 61 до 258 млрд рублей. Невыполнение требований CORSIA, которые станут обязательными для всех участников ИКАО с 2027 года, приведет к штрафным мерам, но их величина и порядок наложения еще не установлены.
Самым спорным элементом законопроекта является предложенный способ внедрения. Действующая версия документа предполагает внедрение «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов». Список таких мер и перечень подпадающих под регулирование организаций будут устанавливать профильные ведомства. Это формирует основу для значительного увеличения количества предприятий, попадающих под углеродное регулирование, так как в настоящее время подобные требования распространяются лишь на организации с годовыми выбросами свыше 50 тыс. тонн СО2-экв., вне зависимости от сферы деятельности.
В тексте законопроекта и пояснительных документах не конкретизируется, какие меры могут считаться «отраслевыми». В международной практике чаще всего применяются квоты на выбросы или углеродный налог. Сейчас система квотирования функционирует в тестовом режиме исключительно в рамках Сахалинского эксперимента, результаты которого планируется оценить в 2028 году. В ходе его проведения высказываются различные точки зрения об эффективности апробируемых механизмов, и есть сомнения в их практической применимости.
Владимир Лукин, возглавляющий орган по валидации и верификации ООО «Кэпт Верификация», считает, что не следует переоценивать важность отраслевой инициативы. CORSIA выступает внешним стимулом, способным содействовать формированию углеродного рынка в России и мотивировать предприятия осуществлять климатические проекты с перспективой получения дохода. Но правила и стандарты развития инициативы пока обозначены только в общих чертах и будут изменяться. Если рассматривать участие России в CORSIA как катализатор для реформирования всей системы регулирования выбросов внутри страны, это может повлечь поспешные решения вследствие значительной неопределенности.
Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали, что распространение «Сахалинской модели» на всю территорию страны не представляется результативным подходом. Это не обеспечит достижения ни одной из основных задач климатической политики: ни роста бюджетных доходов, ни защиты от «трансграничного углеродного налога» ЕС, ни эффективной интеграции в глобальный углеродный рынок в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения.
Относительно углеродного налога, его возможное внедрение в России, согласно расчетам ИНП РАН, может вызвать существенное удорожание основных товаров: электроэнергии (до +25%), тепловой энергии (до +80%), минеральных ресурсов (до +35%) и удобрений (до +50%). В совокупности это способно усилить инфляцию и поставить под угрозу развитие целых секторов экономики.
Лукин подчеркивает, что регулирующие меры должны фокусироваться на стратегически значимых технологиях и решениях, приоритеты которых еще не установлены. Внедрение дополнительных инструментов углеродного регулирования может оказаться несвоевременным и привести к противоположному результату. Российские предприятия особенно восприимчивы к новым регуляторным требованиям, способным вызвать перенос инвестиционных и модернизационных программ. В результате это может не уменьшить, а увеличить объем эмиссий вследствие нереализованных возможностей модернизации.
Министр экономического развития Максим Решетников ранее многократно подчеркивал, что власти будут следовать «мягкой модели» регулирования, базирующейся на обязательной отчетности и добровольном характере климатических проектов. Но нынешний законопроект, наделяющий ведомства обширными полномочиями по внедрению отраслевых мер, может указывать на кардинальную смену подхода. Неясными остаются мотивы подобных изменений и наличие у правительства детальной оценки возможных рисков.
Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/

